Йога и Аюрведа как единая совершенная система искусства жизни

Йога и аюрведа - это не две отдельные традиции, а одна общая интегрированная индийская система совершенствования тела и сознания, суть тесно переплетенные ветви дерева ведических знаний о жизни человека и вселенной. Притом, что каждая из них занимает особое место, выполняет особые функции, играет свою - соответствующую роль, теория и практика йоги и аюрведы многократно перекрываются на различных уровнях в общем корпусе ведических знаний. 

 Ведические  знания - это древняя наука индийских провидцев-риши о таттвах (бхутах), индриях и танматрах, позволяющая человеческому сознанию проникнуть в смысл   существования и деятельности  материи Вселенной. Веды не только включают в себя все (формальные) аспекты культуры, науки и искусства, но и дают нам духовные знания, ведущие к самореализации и освобождению из круга перевоплощений. 

 Аюр-веда (охрана и поддержание здоровья человека), гандхарва-веда (музыка), стхапатья-веда (васту - кит. Фэн-шуй), дханур-веда (боевые искусства) - это четыре дополнительные Веды (упаведы), предназначенные для применения ведических знаний в конкретных аспектах и  помогающие человеку в его поисках целостности и освобождения. Аюрведа, очевидно, важнейшая из упавед, поскольку она содержит в себе исчерпывающую ведическую теорию и практику  лечения болезней и поддержания здоровья тела и ума.

 Йога (в той  форме, в которой она представлена  в "Йога-сутрах" Патанджали) - это одна из шести систем индийской философии (даршан), признающих авторитет  Вед и рассматривающих содержание ведических учений. Пять остальных - это ньяя (логика), вайшешика (классификация по категориям), пурва-миманса (ритуал), уттара-миманса (веданта, или метафизика), санкхья (перечисление космических принципов). Элементы йоги присутствуют в какой-то степени во всех  даршанах и представляют собой основные принципы, практические мотивы и  конкретные методы развития медитативного ума, который является основой для изучения всех ведических знаний.

 Аюрведа в классической ведической схеме - это целевая ведическая система знаний, развитая специально для вопросов целительной терапии. Не существует никакой другой ведической системы медицины, кроме аюрведы. Йога - это ведическая система духовной практики - садханы. Все ведические садханы включают в себя те или иные формы йогической практики.

 Следовательно,  по существу, йога не является  медицинской системой. Она исходно  не направлена на лечение физических  или психических болезней. Целью йоги является избавление от духовных страданий, источниками которых являются аффекты (клеши), в первую очередь - неведение (авидья) о нашей истинной природе (как чистом сознании),  которое и приводит нас к ложной самоидентификации с преходящими телом и умом.

 Йога - это  внутренняя духовная практика (садхана),  и садхана - главное намерение и направленность йоги. Надо отчетливо понимать, что мы вполне можем использовать отдельные методы йоги в медицинских целях, но это будет уже несколько другое применение йоги, нежели в точном соответствии с её предназначением. 

Если же мы все-таки намереваемся попробовать сделать  из йоги медицинскую систему, то, согласно ведической схеме, нам потребуется  развернуть йогу к аюрведе. Методы йоги должны будут применяться в соответствии с аюрведическими принципами диагностики, лечения и сохранения здоровья, если мы хотим остаться в рамках системы ведических знаний. В истории Индии не было никакой другой  "йогической" медицины, кроме аюрведы, в том числе и в среде сторонников не-ведических традиций. Даже буддийская "тибетская медицина" Индии и Тибете в основе своей является аюрведической.

. . . . . Аюрведа охватывает все известные на Западе аспекты медицины, включая диетологию, фитотерапию, фармакологию, хирургию, а также предлагает свои собственные уникальные терапевтические методы (например, Панчакарму). Аюрведа привлекает ритуалы, мантры и медитацию в качестве инструментов для исцеления ума. Кроме того, аюрведа предоставляет исчерпывающие рекомендации по образу жизни для обеспечения хорошего здоровья, долголетия и профилактики заболеваний, а также специальные методы омоложения (восстановления жизненных сил). Также, в качестве терапевтических инструментов, Аюрведа применяет различные йогические практики - от асан и пранаямы до мантр и медитации. 
. . . . . Асаны можно отнести к "внешним средствам" йоги. Они воздействуют преимущественно на костно-мышечные структуры, но могут - косвенно, улучшать состояние других систем организма, предлагая идеальные для каждого конкретного человека комплексы физических упражнений. Однако без правильной диеты исцеляющий потенциал асан будет ограничен, поскольку проявляемые формы психосоматической активности являются отражением (функцией) комплекса питательных веществ, получаемых и усваиваемых организмом. Асаны действуют наилучшим образом именно в контексте аюрведических рекомендаций по  рациону, режиму питания и образу жизни.
. . . . . Аюрведа может обеспечить нам корректные рекомендации относительно правильного образа жизни и практики йоги, а также фундаментальное основание для полного раскрытия целительного потенциала йоги во всех аспектах. Йога может обеспечить нам психологическую и духовную основы проявления высших форм аюрведы.

. . . . . Синтез йоги и аюрведы в их совокупном применении в широком контексте других ведических знаний дает нам совершенную систему сохранения здоровья тела, ума и сознания, не имеющую аналогов в мире. Она может стать главной силой исцеления планеты, в котором мы так отчаянно нуждаемся сегодня. Оно  также может добавить духовное измерение приятия и ненасилия в современную медицину, давая нам новые важные ключи для понимания истинной природы страданий и применения естественных методов лечения.

Доктор  Дэвид Фроули (пандит Вамадева Шастри)