Периоды жизни человека от 14 до 21 года

"Требуйте уважения не отходя от кассы!.."

 

Предыдущие статьи:

Мы уже изучили первые два класса жизненной школы - время активности первых двух чакр.

Первая чакра характеризуется страхами, и чтобы от них избавиться, не нужно создавать никаких страхов вокруг ребенка, а наоборот, рассказывать ему о вечности души, всячески защищать его и заботиться о нем. Вторая характеризуется обидой, и чтобы ребенок смог научиться не обижаться, а любить, родители должны терпеть его обиды и прощать.

Если же мы не вовремя сдаем экзамены, то, в первом случае, нужно помогать другим избавляться от страхов, а во втором - прощать тех, кто обижается.

Сегодня нам предстоит разобраться с тем, что происходит с человеком в возрасте с 14 до 21 лет, когда не первый план выходит активность Манипура - чакры. Это особое время, когда ребенок вдруг начинает ощущать себя взрослым, и требовать соответствующего к себе отношения. Главной потребностью в это время является желание признания, стремление выделиться, самоутвердиться, подчеркнуть свою индивидуальности, необычности, независимость. Самое сложное, с чем придется смириться родителям - с тем, что это независимость и от них. Поэтому не стоит ждать от детей многого в этот период - им просто не до родителей: девочки красятся, мальчики совершают глупости.

Одновременно усиливается эгоизм и желание быть в центре событий, на виду, играть роль самостоятельного и ни от кого не зависящего человека. Конечно, все это - лишь следствие опьянения свободой, в которой пребывают молодые люди в это время. Но имейте в виду: сами они искренне верят, что могут всё, что весь мир у их ног, и единственное, что им мешает - это родители и школа.

У активности Манипура - чакры может быть и прямо противоположное проявление: человек может начинать проявлять подчеркнутую аккуратность, опрятность и трудолюбие. Важно помнить, что цель этого - всё та же: он хочет как можно лучше выглядеть перед другими. Иными словами, в этот период хочется выделиться из толпы, и для этого годятся любые способы.

Одновременно появляется идея переделать мир, несогласие с ним (например - вступление в экстремистские партии и т.п.). Так же в этом возрасте очень часты драки. Т.е. это все тот же подростковый бунт, но уже против общества в целом (в другом масштабе). Это желание «ниспровергать» часто вызвано непониманием мотивов поведения окружающих. Поэтому, взрослым нужно ОБЪЯСНЯТЬ, чего хотят учителя, зачем нужен порядок в обществе, и тогда вполне возможно добиться, если и не полного принятия, то, по крайней мере, согласия вести себя в рамках приличия.

Как правильно вести себя в это время родителям?

Прежде всего, не надо давить на человека, даже если вы имеете на это право, лучше установите приемлемые и для вас, и для него совместные правила. Следовать таким правилам ему будет легче и спокойнее, т.к. в них учтена его независимость, его свобода выбора. Т.е., в этот период будут работать ТОЛЬКО обоюдные договоренности, но и они - через раз.

Обычно же родители пытаются установить свои правила ("В 8 часов - домой и спать!"), но здесь это уже не работает, уже нужно договариваться ("Если ЗАДЕРЖИВАЕШЬСЯ - позвони, пожалуйста").

Только не ждите благодарности за свое правильное поведение. Родители на этом этапе для подростков не интересны. Перед ними открыт весь мир, и родителей в лучшем случае - терпят, а в худшем - от них уходят (уезжают в другой город, в общежитие, в мореходку, в цыганский табор, куда угодно). Если же уехать нельзя, это желание может проявляться в избегании родителей: не есть дома, приходить позже, уходить раньше - лишь бы никак не соприкасаться.

Здесь надо очень ясно понять, что если даже дети сели с вами за стол переговоров, то это вовсе не означает, что они признали ваше мнение и вашу правоту. Просто им пока деваться некуда. А если бы было куда, то только бы вы их и видели! Поэтому вам в любом случае придется ПРИНЯТЬ их такими, какие они есть, и не ожидать от них в это время ничего взамен.

"Отверженные"

В этом месте обычно возникает недовольство: "Легко сказать "принять"! А если мне не нравится, как ведет себя мой ребенок?! Что, надо закрыть на все глаза?" Конечно, нет. 5 лет ребенку, 15 или 25, а для родителей он всегда остается маленьким и несмышленым. И когда мы говорим родителям, что воспитание детей заканчивается в 14 лет, это не значит, что потом дети должны расти как трава. Речь о другом: ребенок стал личностью, которую вы уже изменить не сможете. Если он и изменится, то только если захочет этого сам.

На практике же чаще всего родители создают у себя в уме какой-то идеал, и начинают подгонять под него своего взрослеющего ребёнка. Они постоянно чего-то ждут от него, хотят видеть в нём какие-то качества, достоинства и т.д. И очень часто подросток  не подходит под их идеал. И тогда они, часто незаметно для себя, начинают ему это высказывать ("Что-то ты учишься не так хорошо", "что-то ростом ты не вышел", "а почему ты сделал не так?") - по сути, они отвергают его как личность, как индивидуальность. Это то, что противоположно принятию - ОТВЕРЖЕНИЕ. Это явление очень сильно распространено в современном обществе. И, когда это происходит, подросток сразу чувствует, что его связь с родителями теряется. Он думает: "Я им не нравлюсь. Я не достаточно хорош для них. Они хотели бы, чтобы я был другим. Они не любят меня". После этого дистанция в отношениях начинает расти, постепенно они становятся чужими людьми.

Любой родитель должен знать об этом переломном моменте, когда между ним и ребенком вдруг возникает отчуждение, увеличивается дистанция. Внешне это может быть незаметно, но это отчуждение медленно увеличивается, и это - основная причина тех скандалов, взрывов, которые внезапно начинают происходить в семьях в период подросткового возраста детей.

Как правило, в это время у подростков есть два вида отношений с родителями: в первом они ничего внешне не показывают, ничего не говорят, даже могут вести себя послушно, но при этом внутри все сильнее отдаляются от родителей. А во втором случае они открыто заявляют о своих чувствах, высказывают все, что думают. И последствия отвержения почти всегда одинаковы - подростки разочаровываются в родителях, и уже не могут видеть в них ничего хорошего.

Кстати, одно из самых частых, и внешне "невинных" проявлений отвержения - это когда родители ставят в пример других детей. Вы ничего плохого не имели в виду, а подросток в этот момент чувствует, что родители его не принимают.

Как сдать несданный вовремя экзамен?

ЭКЗАМЕН этого класса жизненной школы состоит в том, чтобы избавиться от навязчивого желания признания, от ложной гордости, и научиться признавать других (причем так, как им этого хочется).

Поэтому узнать человека с этим "хвостом", т.е. застрявшего в этом возрасте очень легко. Он постоянно ведет себя как подросток, озабоченный признанием, должностью, деньгами, имиджем, вниманием других, он постоянно использует какой-то сленг, зачастую носит экстравагантную одежду и т.д. - то есть утверждается за счет внешних вещей. Его оскорбляет, когда его никто не замечает. Что же можно посоветовать такому человеку?

В первую очередь, не пытайтесь просто выделиться через соревнование "кто круче"! Обратите внимание, ведь это самое распространенное явление среди подростков: не могу быть умнее, тогда куплю дорогой плеер! (автомобиль, сотовый телефон, хоть что-нибудь должно быть круче, чем у всех знакомых!)

Старайтесь сами не слишком выделяться в обществе, а если это делает другой, будьте к нему снисходительны. Попытайтесь не оценивать других по внешним вещам, а если так оценивают вас, будьте терпеливы. Не спорьте и не отстаивайте насмерть свою позицию, а если вам что-то непонятно или не нравится, не критикуйте это. Самое главное,  научитесь признавать индивидуальность других! (их мнение, привычки, чудачества и т.п.).

Замечайте успехи таких людей, советуйтесь с ними по любым вопросам, давайте им то, в чем они больше всего нуждаются - признание.

Кстати, желание признания может выражаться в стремлении во что бы то ни стало открыть свое дело. Оно, может, никому и не нужно, но, зато - моё. И я могу чувствовать себя в нем полным хозяином. Обычно это сопровождается такой логикой - сначала дайте мне положение и самостоятельность, а уже потом я смогу взять на себя ответственность. Но это просто желание самоутвердиться, ведь чтобы пришли признание и положение, надо сначала взять на себя ответственность, а не наоборот.

И ещё, общаясь с другими людьми, постарайтесь сначала понять ИХ. Обычно человек в этом периоде считает свои проблемы самыми серьезными, а чужие - незначительными.

Если вы начнете вести себя так, тогда вы сможете сдать свой экзамен, и научить этому своих близких.